Огюст Ренуар (1841-1919) , «Девушки за фортепиано», 1892 год.
Музей Орсе, Музей Метрополитен, частные коллекции
В гостиной богатого городского дома две девушки — блондинка и брюнетка — увлечены игрой на пианино. Розовощекая блондинка, сидящая за инструментом, кажется, разбирает нотную запись, водя пальцами по клавиатуре. Такая же дышащая жизнью брюнетка, опершись левой рукой на крышку инструмента, стоя следит за успехами первой. Картина рисует идиллическую домашнюю сцену.
К сюжету «Девушки за фортепиано», отнесенному сегодня к перламутровому периоду творчества Ренуара, художник возвращался шесть раз, вновь и вновь уделяя внимание деталям. Дело в том, что где-то в конце 1891 года ему стало известно, что государство планирует закупить одну из его новых картин для музея в Люксембургском саду. Автор решил предложить сцену с двумя пианистками, в роли которых выступили дочери друга. Натурщицы ему всегда были жизненно необходимы. «Я бы не смог без них обойтись», — говорил Ренуар. Но это вообще. Здесь же, зная о том, что его картину будут внимательно разбирать, живописец проявил в работе особую тщательность. В этой ренуаровской тщательности есть многое от грациозной живописи XVIII-го века, которую он страстно любил, «Урока музыки» Фрагонара, висящего в Лувре, беззаботных музыкантов Ватто. Несомненно, сказалось и общее увлечение темой у его современников-импрессионистов, особенно у Дега. А также собственные жизненные пристрастия.
Будучи совсем еще юным, Ренуар пел в парижской церкви Святого Евстахия, где хором руководил Шарль Гуно, предсказывая молодому хористу блестящее будущее. В дальнейшем живописец весело напевал мелодии Оффенбаха, с которым у него сложились теплые отношения. В Италии состоялась его короткая встреча с Вагнером. Гордый немец даже согласился позировать, что случалось нечасто. И еще маленькая деталь. Художнику очень нравилось, когда что-то исполняли его дышащие счастьем модели. Это его по-настоящему вдохновляло. Их присутствие ласкало ему глаза и уши…
Можно допустить, что девушки разучивали произведение Ференца Листа(1811–1886)"Грезы любви" (1850).
Образцами для композитора, который написал в общей сложности три «Грёзы любви», послужили тексты различных поэтов. Музыкальное произведение Грёзы любви № 1 была сочинена по поэме Людвига Уланда «Высшая любовь», 2-я — по его поэме «Благословенная смерть».
3-я композиция «Грёзы любви» основана на поэме «О любовь, пока ты в силах любить» Фердинанда Фрайлиграта (1810-1876).
3. O lieb, so lang du lieben kannst
(фортепиано)
Это произведение считается самым известным из «Грёзы любви».
Вот его оркестровая версия-
♪ ♫♪♪ ♫♪♪ ♫♪
ДЕВУШКА У ПИАНИНО
Поль Сезанн, «Девушка у пианино» (Увертюра к «Тангейзеру), примерно 1868 год, Государственный Эрмитаж
«Девушка у пианино» попала в нашу страну в 1908-м году, когда была приобретена Иваном Морозовым за 20 тысяч франков. Картине на тот момент уже почти сорок лет. Это ранний Сезанн, камерная домашняя сцена. Главная героиня, девушка у инструмента, повернута к нам в профиль. По правую сторону от нее у стены расположен вишневый диван, на котором с шитьем в руках сидит женщина постарше. Цвет ее одежды передан теми же красками, что и поверхность инструмента. На картине вообще много цветовых совпадений: узоры на кресле и на обоях, белизна нотных страниц, клавиш и платья пианистки, подчеркнутого черным контуром. Вспомним, что Сезанн главным в живописи считал передачу не цвета, а формы.
Доподлинно известно, что девушка на картине — младшая сестра художника, женщина с шитьем — его мать. Действие происходит в загородном доме семьи в Жа де Буффан, где Сезанн написал свои первые картины и куда неоднократно возвращался, чтобы найти покой и силы в борьбе с душевными переживаниями.
И эти переживания, борьба южного темперамента с затворничеством и аскетизмом словно выплеснуты на картину. В мирной сцене заключена невероятная энергия. Она в красочных контрастах, столкновении прямых осей и изгибов, элементах декора, написанных так динамично, словно речь идёт не о мирной семейной сцене, а о предвестии зарождающейся драмы.
«Увертюра к Тангейзеру» — второе название картины — дает нам право на такое сближение. После провала в Париже в 1861 году вагнеровская опера, как это часто бывает, стала темой не только для обсуждений, но и для поисков и размышлений. Сезанн ценил «благородные интонации» Рихарда Вагнера, как и все что несло идею темперамента в стиле, права на личный выбор. Итак, сестра художника играет фортепианную транскрипцию «Увертюры», мать мирно шьет, а ее сын пишет картину, в которой признается в любви к этой музыке, переводя всю сцену в более возвышенный и торжественный план.
Поставленная в 1845 году опера Вагнера «Тангейзер» шла с большим успехом, желающих попасть на неё было в разы больше, чем мог вместить зал! Но что было делать тем, кто не имел возможности попасть на оперу? А им стоило подождать какое-то время, а затем прийти на концерт знаменитого пианиста-виртуоза, в программе которого наверняка было бы фортепианное переложение наиболее ярких фрагментов «Тангейзера»!
Действительно, в эпоху, когда не существовало звукозаписи, носителями «музыкальной информации» выступали пианисты-виртуозы, которые с помощью своих транскрипций знакомили публику с музыкальными новинками. Бесспорное первенство здесь держал Ференц Лист, переложивший для фортепиано множество фрагментов из самых разных опер. Именно Лист, сделал блестящую транскрипцию увертюры к «Тангейзеру», познакомив широкую публику с музыкой вагнеровской оперы.
Р.Вагнер
Увертюра к опере "Тангейзер"
Транскрипция Ф.Листа для фортепиано
с 26 сек.
Вот оркестровая версия увертюры.
дир.Герберт фон Караян
Спасибо, Людмила! Очень люблю эту картину О. Ренуара. Читала когда-то, что на склоне лет, чем тяжелее ему было физически, тем более жизнерадостные картины он писал.