В 1959 году на территории общей площадью 26 га началось строительство комплекса Мамаев курган. Оно длилось долгих 10 лет. Руководителем проекта стал Е. Вучетич. Даже через несколько лет после окончания войны на Мамаевом кургане не росла трава, он выглядел безжизненным. Осколки снарядов, мин, воронки от взрывов истребили здесь всю растительность.
Об ожесточенности боев на Мамаевом кургане свидетельствует такой факт: весной 1943 года на каждый квадратный метр земли здесь приходилось от 500 до 1250 осколков. Прежде всего необходимо было разминировать Мамаев курган. Обезвредили более 40 тысяч мин, снарядов и авиабомб, которые хранила эта земля.
Перед нами площадь Героев, посередине ее прямоугольный бассейн. По замыслу авторов, зеркальная гладь воды в бассейне – символ Волги, неистребимости жизни, торжество победы над разрушением и смертью.
Слева на площади – стена, напоминающая по форме развернутое знамя длиной 112 метров, высотой 8 метров. На ней высечены слова: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?".
Справа расположены скульптурные композиции. Вместе они образуют грозную несокрушимую шеренгу солдат. Каждая скульптура рассказывает о подлинных фактах героизма во время Сталинградской битвы.
Все скульптурные группы двухфигурные, выполнены из монолитного железобетона высотой шесть метров, установлены на постаменты высотой один метр, облицованы гранитом.
Первая скульптурная композиция "Выстояв, мы победили смерть". Солдат тяжело ранен. Но даже раненный, он не выпускает из рук гранату. Боевой товарищ поддерживает его. Оба солдата готовы сражаться до конца.
"Матрос со связкой гранат и раненый солдат-пехотинец". Мы видим, как моряк, собрав последнюю связку гранат, бросается навстречу неприятелю под гусеницы танка.
"Санитарка, несущая раненого бойца". Скульптура изображает согнувшуюся девушку, одетую в шинель и выносящую на своих плечах раненого солдата с поля боя. Лицо ее полно решимости, несмотря на непосильную тяжесть груза. Молодые санитарки, рискуя своими жизнями, помогали раненым и уносили их с поля боя.
В годы Великой Отечественной войны женщины были не только медицинскими сестрами, санитарками и врачами. Они воевали наряду с мужчинами – были зенитчицами, связистками, летчицами. В сражениях за Сталинград участвовали тысячи девушек.
"Солдат, поддерживающий раненого командира". Композиция посвящена героизму командиров, не покидающих поле боя до последнего вздоха. Боец поддерживает тяжелораненого начальника, который до последней минуты руководит боем, указательный палец его правой руки показывает направление атаки.
"Раненый боец и воин, подхватывающий из его рук знамя". Скульптура изображает, как солдат с суровым лицом спасает знамя, подхватив его из обессиленных рук упавшего раненого воина-знаменосца, и идет в бой.
"Крах фашизма". Гидра как символ фашизма. Два советских воина уничтожают фашистского змея и разламывают свастику, низвергая их в пучину волжских вод.
Победа в Сталинградской битве – это подвиг всего русского народа. Плечом к плечу сражались люди разных поколений и вместе они одержали верх над фашизмом.
Прямо по фронту площади Героев находится большая подпорная стена-колумбарий с резаным рисунком композиции на тему героической борьбы советских воинов. Длина составляет 160 метров, а высота 10 метров. Подпорная стена является границей мемориальной части "Мамаева кургана" – выше начинаются захоронения защитников Сталинграда.
Окончание Сталинградской битвы. Торжество победы нашей армии над немецко-фашистскими захватчиками. Все ликуют, радуются и обнимаются.
Здесь же замуровано и послание к потомкам: "Здесь 9 мая 1970 года в день 25-летия Победы советского народа над фашистской Германией заложена капсула с Обращением трудящихся города-героя Волгограда, ветеранов Великой Отечественной войны к потомкам. Вскрыть 9 мая 2045 года в день 100-летия Победы над фашистской Германией".
Рельеф лаконично и выразительно рассказывает об окружении и ликвидации крупнейшей гитлеровской группировки, о развернувшемся наступлении советских войск.
Внизу стены находится многофигурная композиция – пленные немцы идут под конвоем. Этот рельеф сопровождается надписью: "Фашистские вояки хотели увидеть Волгу: Красная Армия дала им эту возможность...".
Есть и образы плененных, колонны бесконечно уходят за пределы холста. Вместо бравых солдат – оборванные бродяги...
Спиральный пандус из Зала Воинской славы (в следующей теме будет рассказ о нем) выводит посетителей на площадь Скорби.
Битва на Волге завершилась полным разгромом 330-тысячной вражеской группировки. В истории войн не было такого примера полного окружения и уничтожения огромной армии. Причиной поражения немцев в битве за Сталинград послужила, в первую очередь, ошибка Гитлера в надежде на войска Италии, Румынии и Хорватии. В случае сильного удара эти войска быстро бежали, оставляя фланги открытыми.
Второй причиной, которая красной нитью проходит через все битвы Великой Отечественной войны, является то, что ставка вновь недооценила советских граждан, их способность адаптироваться под любые условия. Их волю к победе.
Центральная композиция площади – 11-метровая фигура женщины-матери, в безграничной скорби склонившейся над телом сына. Мать оплакивает погибшего, а вместе с ним – всех, отдавших жизнь во имя Победы. Лицо воина закрыто знаменем – символом последних воинских почестей. Это – собирательный образ миллионов советских женщин, потерявших на войне своих близких – сына, мужа, отца.
Монумент находится в центре небольшого искусственного озера, чьи воды символизируют слезы матерей, выплаканные по своим погибшим сыновьям. Гранитными плитами образована дорожка, по которой можно попасть к подножью памятника, возложить цветы.
Безграничное горе матери усиливают плакучие ивы, растущие рядом. Левее виден Храм всех святых. Он – символ наибольшей любви и вечной памяти.
Храм-памятник воинам, положившим души свои за наше отечество во все времена, был построен в 2005 году. Храм Всех Святых представляет собой узкое и высокое белокаменное здание с пятью золотыми куполами, один их которых в центре немного выше остальных. Купола специально отливали на Урале из титанового сплава. Высота храма с крестом – 38 метров.
Внутреннее помещение храма украшено иконами и люстрами. Он внутри небольшой, но очень красивый.
В 2006 году Волгоград получил подарок от Астраханской администрации три прекрасные иконы: Святого Дмитрия Донского, святого Александра Невского и святого Иоанна Воина. Все эти святые являются покровителями людей военной профессии, воинов, защитников.