Метротрам. Именно таким немного грозным словом в Волгограде называется скоростной трамвай. Очень удачный термин, в короткой форме раскрывающий суть этого вида транспорта.
Нам удалось на нем прокатиться в последний день его работы – 12 мая. На следующий день часть метротрама закрыли на ремонт. Мы проехали всего две станции – от Комсомольской до Профсоюзной. Повезло, теперь знаем, что он из себя представляет.
Длина пути скоростного трамвая – 17 км. Всего имеется 22 станции.
Сделали несколько снимков станции Комсомольская.
Непривычный общественный транспорт в Волгограде совмещает черты трамвая и метрополитена. Часть станций и линий находятся под землей, часть на поверхности. Интереснее, конечно, подземная часть.
Остановки частые, в среднем каждые 500 метров. Для сравнения: в Московском метрополитене средняя протяженность перегона между станциями составляет 1.77 км, в Европе – от 0.5 до 1.2 км.
Спустились вниз, ждем поезд, а из тоннеля метро выезжает трамвай. Это очень необычно, но только не для волгоградцев.
Жители города хотели, чтобы им построили метро. В Советском Союзе это было очень престижно, но метро строили только в городах-миллионниках. Население в Волгограде было меньше, поэтому в 1984 году построили метротрам – гибрид метро и трамвая.
Красиво трамвайчик раскрашен – Ротор, российский профессиональный футбольный клуб Волгограда.
В скоростном трамвае билеты нужно покупать у контролеров в вагоне. На разных станциях выходы на платформы расположены с разных сторон. Из-за особенностей конструкции пол расположен на разных уровнях.
Ежегодно метротрам перевозит 50 миллионов пассажиров. Подземный тоннель для трамвая прокладывали 8 лет (первая очередь). Открытие скоростного трамвая состоялось в 1984 году.
Скорость движения составляет 24 км в час и выше. Кабины водителей с двух сторон, можно менять направление движения без разворота.
Выходим на Профсоюзной. Кругом все чисто, по бокам имеются киоски.
Ниже будут снимки из интернета.
Скоростной трамвай в Волгограде соединяет пассажирским сообщением пять районов города из восьми. Интервал движения в часы пик составляет 3-6 минут, в межпиковое время – 6-7 минут.
Общее время поездки на маршруте ВГТЗ – Ельшанка составляет от 42 до 45 минут.
Скоростной трамвай отличается от обычного почти вдвое большей скоростью движения, высокой частотой и регулярностью движения. Линии скоростного трамвая изолированы от других видов транспорта и пешеходных потоков.
Для питания электродвигателей через токоприемники вместо контактного рельса в тоннелях используется контактный провод, конструкция подвески которого по условиям габарита тоннеля имеет высоту около 35 см от уровня крыши трамваев.
Сооружения подземного участка оборудованы системами отопления, водоснабжения, водоотвода и канализации. Для поддержания в подземных сооружениях необходимой температуры и влажности воздуха построены вентиляционные установки.
Подземные платформы выглядят маленькими, ровно на 3 вагона, но на самом деле самые старые из них гораздо длиннее. Истинная протяженность платформ Комсомольской и Площади Ленина – 102 метра, значительная часть скрыта за торцевыми фальшстенами.
Проектировщики закладывали в конструкцию возможность принимать составы полноценного метро, если в будущем его будут строить в городе.
А что ожидается в будущем? Попалась удивительная схема. Неужели такое возможно?
Разбила эту схему на две части, чтобы можно было получше рассмотреть. Может быть, это шутка?
А может и нет. Лет через 50 – 100 именно так будет выглядеть Волгоградский скоростной трамвай.