В каком-то смысле этому композитору повезло. По крайней мере, одно его произведение известно решительно всем. Наверное, это вообще одно из наиболее часто цитируемых у нас в стране классических произведений!
С другой стороны, это же самое произведение (и фамилия автора) стали предметом многочисленных шуток, фарсов, пародий (как талантливых, так и не очень, а иногда и вовсе грубых и пошлых). Догадались, о ком идёт речь? Его имя Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди. Автор знаменитейшего «Свадебного марша».
Сразу два уточнения. Как правило, все знают только вступление к этому маршу, а вот до конца его мало кто слышал.
Это можно сейчас исправить 👇
И второе уточнение – как такового свадебного марша Мендельсон не писал. Его «Свадебный марш» «это другое». У него есть увертюра к комедии Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь»👇 – и в том месте, когда королева эльфов, Титания, пытается выйти замуж за незадачливого ткача с ослиной головой, звучит тот самый марш.
Увертюра соч.21
Не знакомы с этой историей? Озорной неугомонный мальчишка, лесной эльф по имени Пак, вечно балуется с любовным зельем – любой, кому закапаешь это зелье в глаза, сразу же влюбляется в первого встречного, кто бы это ни был. Вот король эльфов Оберон и приказывает Паку околдовать королеву в наказание за несговорчивость, и заставить влюбиться в осла...
Мендельсон сочинял этот марш скорее в шутку, чем всерьёз – он слишком уж картинно напыщенно-торжественный, фарсовый, как бы подчёркивающий нелепый юмор ситуации у Шекспира.
Однако в 1858 году именно этот марш выбрала для своей свадьбы принцесса Виктория Саксен-Кобург-Готская, старшая дочка королевы Виктории, когда выходила замуж за принца Фридриха, будущего Германского императора. Сами понимаете – то, что принято при королевском дворе, обязательно начнут копировать придворные, а следом за ними – и все остальные. С тех пор «Свадебный марш» звучит «из каждого утюга», а люди, чьи квартиры находятся рядом с загсами, этот марш иногда просто ненавидят.
А вот в Америке мода на «Свадебный марш» не прижилась, и сегодня под влиянием голливудских фильмов марш Мендельсона постепенно вытесняется свадебным хором из оперы Вагнера «Лоэнгрин».
Это забавно, если учесть, что личные отношения у Вагнера с Мендельсоном были весьма непростыми...
Между тем Мендельсон был выдающимся дирижёром, замечательным композитором-романтиком. Именно он «открыл» для европейской культуры незаслуженно забытых почти на целое столетие Генделя и Баха. Мендельсона называли «Моцартом девятнадцатого века» за лёгкость и пленительную красоту мелодий, он выдающийся мелодист! За свои заслуги в музыке композитор даже удостоился креста ордена «За заслуги» – одной из высших наград Пруссии.
Мендельсону есть несколько памятников, но самый необычный находится в Лейпциге, в Германии. На набережной имени Мендельсона пять спускающихся к воде ступеней обозначают пять нотных линеек.
А скамеечки, поставленные на ступеньки, обозначают ноты – это главная тема первой части концерта ми-минор для скрипки с оркестром, «Аллегро мольто апассионато» – то есть «Довольно скоро и страстно».👇
Просто послушайте эту действительно страстную, взволнованную, немного грустную мелодию – и сразу поймёте, почему для памятника Мендельсону был выбран именно этот концерт.
Концерт для скрипки с оркестром ми минор, ч.1 (фрагмент)
А не надоевший всем «Свадебный марш» (хотя на самом деле марш тоже неплох, просто «заигран вусмерть»).
И кстати!.. У нас ведь есть свой, русский, свадебный хор👇 – из 3 действия оперы Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя» (она же «Иван Сусанин»). Но в отличие от произведений иностранных композиторов, мелодию этого хора мы, как правило, и напеть-то не можем. Просто не помним!
И это как-то... неправильно.
Послушайте, пожалуйста, и его тоже. Не наспех, послушайте внимательно!
Свадебный хор «Разгулялася, разливалася вода вешняя»
Это очень русская по духу, очень народная, очень нежная, но вместе с этим и непростая музыка. Почему «непростая»?
В ней нет присущих официальному торжеству безмятежности или помпезности. В ней есть те самые неслучайные монотонные повторения, свойственные «мифологическому» сознанию народной культуры. И ещё – в ней есть какое-то смутное душевное беспокойство, почти тревога, предупреждение...
Будто передаются позывные в эфир: Всем, кто меня слышит! Но всё тише и тише...
Желаю, чтобы в жизни всё шло, как по нотам,
чтобы настроение всегда было мажорным!
Спасибо большое, Людмила за информацию. Я знала,что т.н. "Свадебный марш" Мендельсона - это увертюра к комедии "Сон в летнюю ночь": смотрела полностью, правда,только по видео. Очень интересна идея памятника в Лейпциге: необычно(само место), задумчиво,грустно -мелодия
Кстати, наша свадьба тоже осенняя - 22 ноября
К музыке "Сон в летнюю ночь" у меня особенно трепетное отношение. Именно в этой пьесе, поставленной нашей англичанкой, тысячу лет назад, в девятом классе, я получил роль Оберона. Имечко, которое с тех пор присохло ко мне на всю жизнь.
Людмила, все почему то знают только эту увертюру из-за марша молодоженов, но композитор к это увертюре дописал еще еще десять частей превратив ее в сюиту. И в ней есть еще один марш в вокальном исполнении. Он звучит в финале и называется "Марш эльфов и фей".