Оказалось, чтобы построить в Милане один из самых знаменитых театров мира была снесена в 1776 году готическая церковь Санта-Мария-алла-Скала. Вот откуда у театра взялось такое интригующее в русском языке название. А сама церковь в своё время была построена на деньги знатной семьи Вероны, которые носили фамилию Скалигер.
На строительство нового театра скинулись 90 самых богатых семей Италии. В качестве благодарности власти разрешили украсить зал фамильными гербами. На один год. Потом власть переменилась.
Гравюра 19 века. Ла Скала. Милан.
Если бы мы попали в "Ла Скала" между 1778 и 1786 годами, мы бы нашли здесь разномастную публику, играющую в азартные игры. Даже когда на театральной сцене выступали известные артисты, публика продолжала играть за столами, утопающими в едком дыме сигар и алкогольных испарениях. Освещение было скудным. В ложах зажигали свечи. А те, кто сидел в партере, не рисковали снимать своих шляп и прочих головных уборов, так как на них капал расплавленный воск. Кресел в партере не было. Ставили складные стулья, ведь зал часто использовался для балов. Отопления в театре не было.
Интерьер оперного театра до 1900 года
Но зал театра даже в то время был роскошным. Тогда он был выполнен в белых, серебряных и золотых тонах. С приходом Наполеона из театра удалили царскую ложу. В 1807 году украшения лож театра были восстановлены: медальоны, крылатые львы и флейтисты видны из зала и сегодня. В 1813 году в театре расширили сцену за счет некоторых снесенных зданий на улице им. Верди.
Кстати, тогда никакой площади перед театром не было. Посмотрите на эту картину:
Театр "Ла Скала". Картина девятнадцатого века.
Эта площадь появилась в 1858 году, когда были снесены все здания между фасадом театра Ла Скала и Палаццо Марино, где расположена мэрия Милана.
Ла Скала.
В конце девятнадцатого и начале двадцатого века театр Ла Скала переживает невероятный подъем. Его возглавил Артуро Тосканини, которому было всего двадцать лет. В 1887 году он впервые встал за дирижерский пульт Ла Скала, заменив освистанного публикой дирижера театра. Его роль в развитии театра отмечают все исследователи. Он отменил показ балета перед оперными спектаклями. Потребовал, чтобы занавес в театре не поднимался вверх, а открывался в стороны, потому что когда он поднимается вверх, то публика видит сначала ноги исполнителей, а потом головы. Он ввел в театре железную дисциплину. С приходом к власти националистов он уезжает в Америку.
В 1929 году президентом "Ла Скала" сам себя назначил... Муссолини. В 1943 году авиацией ВВС Великобритании был нанесен удар по всему историческому центру, не имеющему никакого стратегического значения. Милан, каким его знает сегодня весь мир, является результатом этого опустошения.
Знаменитая галерея после бомбардировки. 1943 год.
Руины разбомбленных зданий.
Во время Второй мировой войны здание Ла Скала было также частично разрушено. После войны была проведена масштабная реконструкция зданий.
Ла Скала. Зрительный зал. 1943 год.
Театр Ла Скала после бомбардировки. Зрительный зал. 1943 год
Для Италии война закончилась 25 апреля 1945 года. Здание театра начали восстанавливать. Тосканини пожертвовал на восстановление разрушенного театра 1 миллион лир.
Восстановление театра Ла Скала. 1945 год.
По приглашению мэра Милана в апреле 1946 года Тосканини возвращается в Милан в восстановленный театр.
Афиша 1946 года
11 мая 1946 года восставший из пепла театр дает оперу "Сорока-воровка" на своей исторической сцене. Этот день стал символом послевоенного возрождения для Милана и всей Италии. Услышать звуки музыки собрались более 5000 человек - внутри театра и на площади перед ним. Музыка звучала на всех улицах города - были включены громкоговорители. Из них вместо звуков воздушной тревоги лилась музыка. В этот день пел весь Милан.
Головной убор Каллас для образа "Турандот". Ла Скала.
Мария Каллас "Турандот"
Самые известные звезды Ла Скала - Тебальди и Каллас. Они были главными примадоннами. Они же были и главными непримиримыми соперницами в «Скала». Кстати, итальянцы называют этот театр без "Ла". Это соперничество закончилось не в пользу Тебальди. Она уехала в Америку и в этом театре больше не пела.
Интерьеры "Ла Скала"
Красные и золотые оттенки миланского театра "Ла Скала" сверкают под ярким светом эмоций, заставляя великие арии итальянской оперы сиять во всей красе. Конечно, сложно удержаться ювелирам, чтобы не воплотить эту красоту в украшениях...
Браслет. Коллекция Ария Пассионата
Колье. Коллекция Ария Пассионата
Как же красиво! А как гармонично смотрелись бы эти украшения на Вас в царской ложе?)
Ярус
Ложи на двоих
Кольцо. Коллекция Ария Пассионата
Серьги. Коллекция Ария Пассионата
Особый период в истории театра связан с Паоло Грасси, ставшим его директором в 1974 году. Именно он первым организовал масштабные гастроли театра по всему миру, сделав ему немалую рекламу. Он также привлек в труппу новые творческие силы.
Здание Ла Скала после реконструкции
Башня сбоку главного здания. Реконструкция начала 2000х годов. Милан.
В 2001 году театр закрывался на реконструкцию, которая тогда имела неоднозначную оценку жителей. Футуристический проект реновации архитектора Марио Ботта предполагал не только изменения снаружи - были добавлены современные башни, но и внутри театра. И этот проект оказался очень скандальным, но был реализован.
Анфилада залов театра "Ла Скала"
Интерьеры Музея "Ла Скала"
Интерьеры Музея "Ла Скала"
Один из впечатляющих экспонатов музея Ла Скала — посмертная маска и слепок руки великого Верди:
Посмертная маска и гипсовый слепок кисти Верди. Музей Ла Скала.
Интерьеры Музея "Ла Скала"
Тогда театр обзавелся многофункциональной сценой, новым акустическим полом. Тогда сцена была полностью перестроена, а увеличенная кулиса позволяет хранить больше декораций, что позволяет проводить больше постановок. В исторических интерьерах были восстановлены росписи на стенах и золотой декор.
Зал перед началом концерта.
Первый этап работы архитектора Ботты по реконструкции "Ла Скала" проходил по 2004 год, а второй, начатый в 2019 году, только что завершился. В его проекте общая глубина сценической коробки увеличилась до 70 метров. Это более чем 20ти этажный дом... И это все уместилось прямо за занавесом... Фойе, коридорам, лестнице и зрительному залу вернули оригинальный вид. Более поздние наслоения, например, закрашенное дерево, ковры, закрывавшие мрамор, исчезли. Обновление исторических интерьеров выполнено исключительно деликатно. Все, что было за занавесом... было снесено и отстроено заново.
Все, что осталось от сцены во время реконструкции
Королевская ложа. Ла Скала
Кольцо. Коллекция Ария Пассионата
Ла Скала
Колье. Коллекция Ария Пассионата
Анна Нетребко в Ла Скала. "Макбет"
Анна Нетребко в Ла Скала. "Макбет"
Коллекция Ария Пассионата, созданная французскими ювелирами Шаме получилась по-итальянски страстной. Она ослепляет ярко-красной палитрой из рубинов, турмалинов и гранатов.
Колье. Коллекция Ария Пассионата
Такое цветовое решение – отсыл к внутреннему оформление Театра Ла Скала. Колье-трансформер с отстегивающейся деталью-брошью невольно напоминает зрительный зал с его многочисленными рядами.
Кольцо.
Также в коллекцию вошли целых 3 модели часов, а также брошь, браслет, 2 пары сережек и 3 вида колец. Все в насыщенной красно-золотой цветовой гаммой. Так и кажется, что их разорвет от этих невероятных эмоций, накала страстей. Жаль, что сегодня это кроваво-красное зарево вышло за пределы сцен театров и этих красивых украшений...
7 декабря 2014 года. Стоимость билетов на «Фиделио», произведение, посвященное борьбе за справедливость и против произвола власти, в 2014 году достигла 2000 евро.
Не спектакль. Реалии на улицах Милана. Протесты.
Брошь.
Брошь. Фрагмент.
Год назад открытие сезона прошло оперой "Борис Годунов". Впервые в Италии «Бориса Годунова» Мусоргского услышали именно в «Ла Скала» в 1909 году. Большинство партий 2023 года исполнили российские певцы, а в роли царя Бориса был Ильдар Абдразаков. Когда в свое время Шаляпин исполнял роль Бориса Годунова, которого он пел, разумеется, по-русски, его остановили на репетиции, предупредив, что в традициях этого театра — петь "по-здешнему". Шаляпин ответил: "Теперь я — ваша традиция".