Карнак знаменит тем, что здесь находится самый большой храм Египта и самый большой в мире религиозный комплекс! Трудно себе представить, но он непрерывно отстраивался в течение двух тысячелетий…
Из поколения в поколение, от фараона к фараону отстраивалось это египетское чудо в северной части города Фивы, на восточном берегу Нила. Уже начиная с XIX династии этот комплекс в Карнаке считался национальной святыней. Все периоды египетской истории оставили здесь следы, каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.
Свой характерный облик храм приобрел в период Нового царства. Храмовый комплекс Карнака состоял из трех частей. Самой большой была средняя часть. Здесь с востока на запад возвышается большой храм, посвящённый богу Амону Ра. Внутри комплекса имеются и другие храмы, но храм Амона является самым крупным по размерам и протяженности. 10 пилонов стоят в Карнакском храме, 6 из них вдоль главного входа в храм, с запада на восток. Вид через следующие друг за другом ворота пилонов открывает перед нами захватывающее дух зрелище: огромные залы и внутренние дворы в глубине храма, где на расстоянии в 260 метров находятся святилища.
Некоторые из древнейших храмов Карнака были разобраны в период правления царей последующих эпох. Полученный при этом камень использовали в качестве строительного материала. Так, небольшой храм Сесостриса I из белого известняка был целиком извлечен, блок за блоком, из огромного пилона Аменхотепа III (1455–1419 до н.э.). Храмы Гора и Пта сохранились достаточно хорошо.
По сторонам двух дорог стоят сфинксы с бараньими головами, и посетитель через передний пилон может пройти к сохранившемуся до сих пор главному храму с могучими стенами, толщина которых пятнадцать метров. Стоит миновать порог храма — оказываешься в беспорядочном хаосе зданий, опор, обелисков, а также надписей и барельефов. Далее находится большой двор, обнесённый колоннадой, открытой в сторону малых храмов.
Миновав второй пилон, можно оказаться в Большом колонном зале, площадью которого более 6000 квадратных километров, что равно общей вместимости собора Святого Петра в Риме и кафедрального собора Святого Павла в Лондоне или Собору Парижской Богоматери! Капители колонн выполнены в форме цветков и бутонов папируса.
Храмовый потолок поддерживается целым лесом колонн — их общее число составляет 134, и все они, равно как стены и потолок, украшены религиозными сценами. Это сделано для того, чтобы свет мог проникать через окна с любой стороны. Каждая колонна в высоту достигает 23 метров, что соответствует восьмиэтажному зданию. Для того, чтобы обхватить любую из колонн — потребуется как минимум 6 человек, взявшихся за руки.
Этот зал был построен Сетом и Рамзесом II, фараонами периода Исхода, о которых идет речь в Ветхом Завете. Несмотря на огромные размеры, зал не производит угнетающего впечатления на окружающих, даже наоборот — он вызывает чувство уважения и ощущение праздничности. Человек в этом зале ощущает себя муравьём, но ему здесь комфортно и удобно.
Бесспорно, архитекторы и строители храма намеревались внушить верующим чувство благоговейного трепета перед богами. Но наряду с этим, они хотели привнести в зал чувство гармонии — существенную часть египетского мировоззрения, где каждому уготовано его место.
Наружные стены зала, которые можно было разглядеть через громады строений, покрыты картинами с изображением победоносных походов царей, а также их трофеев. Эти барельефы, наряду с хрониками фараонов, обнаруженными в других местах храма — древнейший исторический источник знаний. Именно отсюда мы черпаем значительную часть информации о Египте и соседних странах. Посреди зала высится величайший обелиск мира — 39-метровый гранитный монолит красного цвета в виде устремленной вверх иглы. У него был брат-близнец, стоявший рядом, но он не выдержал испытания временем и его обломки разбросаны вокруг. Эти памятники построены одной из самых колоритных цариц в истории Египта — Хатшепсут, правившей приблизительно в 1500 году до н.э. Когда египтяне сооружали статую бога или богини, фараона или знатного человека, они старались добиться как можно большего сходства с оригиналом и, таким образом, увековечить изображаемого монарха. На фото — храм Хатшепсут
Фараон всегда изображался выше других, чтобы подчеркнуть его значимость. Понятно, что фараоны не могли находиться в нескольких местах одновременно. Считалось, что жрецы, служившие в храмах Карнака, были их представителями. Их миссию символизировала статуя, действовавшая в качестве посредника между богом и человеком. Со временем жрецы стали большой силой и сосредоточили в своих руках огромные богатства.
За следующими после Большого колонного зала воротами, у святилища, где, по верованиям древних египтян, причаливали три лодки: бога Амона, его супруги Мут и их сына, бога Луны Хонса, был возведён в их честь храм, в былые времена окружённый садами. Длинная дорога для религиозных шествий соединяла храмы Амона и Мут с Луксорским храмом. Иногда его называли "южным гаремом" Амона. На празднике "опет", который в годы XX династии продолжался 27 дней, бог Амон выезжал на своей барке из Карнака в Луксор, по случаю другого праздника он переправлялся через реку и посещал заупокойные храмы усопших фараонов, превратившихся в богов.
У южной стороны храма лежит Священное озеро, плавающие в нём гуси тоже считались священными.
Когда Эхнатон взошёл на трон, культ Амона на некоторое время ослаб. Новый правитель предпочёл Атона и повелел разрушить рельефы и саркофаги с изображением Амона. Но уже его преемник Тутанхамон приказал восстановить старый храм.
В те времена, в период Нового Царства, когда правила XVIII династия, стовратные Фивы переживали свой расцвет. На украшение резиденции фараоны щедро тратили свои несметные богатства. Но к 663 году до нашей эры неудержимый взлёт Египта сменился глубоким упадком: когда армии ассирийского царя Ашшурбанимала сожгли Фивы – трон мира, от былой роскоши остались только величественные руины храмов.
Гигантский скарабей (по-нашему жук-навозник;)), считавшийся в Древнем Египте священным
В древности территория карнакского храма по всему периметру была окружена толстыми высокими стенами из сырцового кирпича, в которых на определенном расстоянии друг от друга располагались огромные каменные ворота. К числу самых впечатляющих из них относятся те, что находятся непосредственно перед фасадом храма Хонсу. Эти ворота в свое время служили одним из главных входов на территорию храма Амона и были связаны с древним городом Фивы и расположенной поблизости группой храмов монументальной аллеей сфинксов с бараньими головами.
Карта храмового комплекса
Серия сообщений "Храмы и соборы":
Часть 1 - Пещерно-храмовый комплекс Эллоры (Индия
Часть 2 - Сиенский собор
...
Часть 41 - Георгиевский монастырь
Часть 42 - ПЕЩЕРНЫЕ ХРАМЫ ИНДИИ
Часть 43 - КАРНАКСКИЕ ХРАМЫ ЕГИПТА
Часть 44 - ХРАМЫ АБУ- СИМБЕЛА