• Авторизация


Спас Нерукотворный. История проявившегося Лика Иисуса Христа. 30-08-2024 19:59 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Во многих храмах на молящихся смотрят очень необычные лики Спасителя — они словно нарисованы на прямоугольном куске белой материи, который либо поддерживается ангелами, либо вовсе парит в воздухе. 

Такие лики традиционно именуются «Спас Нерукотворный» или  (Убрус) (в переводе на современный русский язык — "плат"), а в греческой — Мандилион ("полотно").

Иконы эти широко распространены, однако мало кто знает, что у них есть реальный исторический прототип, а эпитет «нерукотворный» — не просто красивая метафора, а понятие, отражающее очень важную часть церковного предания и возвращающее нас к истокам христианской истории.

Спас Нерукотворный. Симон Ушаков Москва, 1670-е годы

История нерукотворных образов начинается еще в дни земной жизни Господа Иисуса. Сразу оговоримся: речь идет не о евангельском свидетельстве, а о двух легендах, одна из которых была распространена на Востоке, а другая — на Западе тогда еще единого христианского мира.

Гуслицкий Спасо-Преображенский мужской монастырь.

Однажды во время проповеди к Иисусу Христу подошел иностранец. Его внешний вид выдавал в нем человека знатного, богатого и образованного. 

Так оно и было — перед Спасителем стояло доверенное лицо правителя далекой страны под названием Осроена. 

Византия. Образ Господа на Убрусе. XIII век. Размер 44.1 x 40.1 см

Посланник со свитой примчался из города Эдессы по приказу своего господина — правителя Авгаря Уккамы.

Авгарь тяжело болел, и ни один врач не мог избавить его от болезни, которая усугублялась все больше и больше. 

Узнав о палестинском Проповеднике, Который даже мертвых возвращал к жизни и творил немыслимые чудеса, Авгарь проявил к Нему интерес. Разведав все подробнее, царь захотел не только получить от Спасителя долгожданное исцеление, но и сделать Эдессу одним из центров Христовой проповеди.

Мандилион. Россия. XVIII век. Дерево, левкас, темпера. Кёлликен, Собрание Г. Амберга

Он послал к Иисусу доверенного человека, и тот передал просьбу хозяина — прибыть к нему во дворец, излечить его и начать проповедовать народу Осроены.

Но Господь отказался. Его служение и земной путь должен был окончиться не в палатах правителя-чужестранца, а на Кресте в родном Иерусалиме, как об этом было предсказано многими пророками.

Конец XVII - начало XVIII века.

И все же, проявляя к Авгарю милосердие и сострадание, Он пообещал, что в скором времени Осроена просветится светом Истины, а сам Авгарь исцелится. Тем временем придворный художник царя, который тоже был в составе свиты, пытался сделать набросок лика Спасителя, но никак не мог этого сделать — толпа теснила его, да и портрет у него выходил очень посредственным.

49. Россия, первая половина XIX в. Дерево, маслоа. 29,5х24 см.Частное собрание (561x700, 485Kb)

Россия, первая половина XIX в. Дерево, масло. 29,5х24 см.Частное собрание

50. Россия, первая половина XIX в. Дерево, маслоа. 29,5х24 см.Частное собрание фрагмент (525x700, 542Kb)

Россия, первая половина XIX в. Дерево, масло. 29,5х24 см. фрагмент, Частное собрание

Видя это, Иисус попросил у гостей воды. 

Думая, что Проповедник хочет пить, чужестранцы с радостью протянули Ему мехи, но тот неожиданно плеснул воду в ладони и умылся. 

Затем попросил что-нибудь, чем можно было вытереться. Уже вовсе сбитые с толку, путешественники протянули Христу дорожный платок одного из путников, которым Учитель и вытер Свое лицо.

2. Россия, XVIII век (408x486, 285Kb)

Россия, XVIII век.

— Передайте это вашему господину.

 — Иисус вернул платок чужеземцам.

— Пусть он верует, и все свершится в положенный час.

Россия, XVIII век . фрагмент

Слова Господа еще больше удивили их, но они не стали высказывать недоумение — их дело было маленькое, и поручение правителя они, по сути, выполнили. Гости откланялись и отправились в обратный путь. 

Действия Спасителя они поняли лишь дома: развернув платок, которым Он вытер Свое лицо, Авгарь обнаружил на ткани отпечаток пречистого Лика Христова!

Нерукотворный Спас. / из Покровской церкви Свято Данилова монастыря Москва 1984 г. Игумен Зинон (Теодор)

Чуть позже, уже после Вознесения, в Эдессу пришел апостол Фаддей. 

Он крестил и исцелил правителя Осроены и основал здесь Христову Церковь. Полученный ранее платок с Ликом Спасителя стал главным сокровищем столицы: Авгарь повелел закрепить платок на богато украшенном каркасе и поместить его в нише над главными воротами Эдессы.


Здесь святыня пребывала до 944 года, когда византийцы забрали ее в Константинополь в качестве военного трофея, отданного жителями Эдессы в обмен на ненападение на город. 

Встреча реликвии столицей империи состоялась в день Успения Божьей Матери. Позже в честь этого события был установлен праздник, который и доныне отмечается 29 августа. (дата указана по новому стилю)

Еще во времена пребывания святыни в Эдессе с нее начали делать копии. 

К сожалению, их сохранилось очень мало — к их числу относят Мандилион VI века, хранящийся в Ватикане, и еще более древний Мандилион, который в XIV веке был доставлен в Геную.

Не рыдай Мене Мати, co Спасом на убрусе. Московская школа. 1570-е годы

Обе эти святыни созданы на льняных обрезах и имеют все признаки того, что были сделаны с некоего единого оригинала. На них Христов Лик имеет мокрые волосы и бороду, асимметричные черты и практически фотографическую точность.

В Русской Церкви Нерукотворный Образ стал известен через византийские иконы, которые уже имели несколько иной вид, чем древние льняные Мандилионы — на них Господь изображен в привычной иконографической манере, с крещатым нимбом, расчесанными волосами, царственными чертами лица.

Самая древняя русская икона этого типа — реликвия из Успенского собора Московского Кремля, которая сейчас хранится в Третьяковской галерее и была написана в Новгороде на рубеже XII–XIII веков.

11.Первая половина XIII в. Государственная Третьяковская галерея 1 (496x700, 585Kb)

Первая половина XIII в. Государственная Третьяковская галерея

12. Первая половина XIII в. Государственная Третьяковская галерея (560x700, 664Kb)

Первая половина XIII в. Государственная Третьяковская галерея, фрагмент

Убрус СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. Новгород. Конец XIV в. Московский Кремль. Успенский собор. Иконостас.

Она наравне с более ранними византийскими произведениями стала эталоном для целых поколений мастеров, в том числе и для Симона Ушакова, создавшего знаменитый и необычайно теплый образ Христа.

В 1204 году Константинополь осадили и разграбили крестоносцы.

Спас Нерукотворный на убрусе. Россия, XVIII в.Дерево, левкас, темпера. 32x26 см. Частное собрание

                                                                                                    
27. архимандрит Р—РёРЅРѕРЅ, 2000  2 (387x444, 194Kb)   26. архимандрит Р—РёРЅРѕРЅ, 2000-  - РєРѕРїРёСЏ (342x336, 86Kb)
                                                               Изограф архимандрит Зинон, 2000г. (оба образа)

Помимо богатств, они вывезли из города множество святынь, среди которых был и Нерукотворный Образ. Его следы после этого теряются. 

О последующей судьбе Нерукотворного Образа (Убруса) существует несколько преданий. По одному — его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль со святыней утонул в Мраморном море.

20. Конец XVI века. Москва.  (541x700, 679Kb)

 Конец XVI века. Москва.

По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки.

15 (650x419, 328Kb)

24. Спас Чрепие (497x700, 493Kb)

Спас Чрепие

Один из них, т.н. «на керамии» (на черепице), отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу; другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.

17. Поволжье, XIX в. (405x518, 361Kb)

Поволжье, XIX в.

Поволжье, XIX в., фрагмент

Во времена иконоборческой ереси в Византии (VIII век) защитники иконопочитания, проливая кровь за святые иконы, пели тропарь Нерукотворному Образу. 

В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II (715-731) прислал письмо константинопольскому императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.

Картина Михаила Нестерова «Образ Спаса Нерукотворного»

Нерукотворный Образ изображался на знаменах русских войск, ограждая их от врагов. 

В Русской Православной Церкви есть благочестивый обычай при входе верующего в храм читать вместе с другими молитвами тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

Иконописная мастерская "ЛУКА" (Небо на земле)

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют Третьим Спасом, «Спасом на холсте». 

Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных.

58. Ростов. 1-ая пол. 16 века  (593x700, 526Kb)

Ростов. 1-ая пол. 16 века

В 787 году на Седьмом Вселенском Соборе само существование Нерукотворного Образа стало важнейшим аргументом против иконоборчества.

Ведь о чем, по сути, говорит история об Авгаре?

Прежде всего о том, что Иисус хотел иметь Свое изображение. Больше того, Он послал это изображение вместо Себя, подтверждая правомочность его почитания.

И наконец, Он послал изображение в ответ на просьбу Авгаря об исцелении, что прямо подтверждает чудотворность иконы и целительную силу других реликвий.

Мстёра, конец XIX в. Дерево, левкас, сусальное золото, темпера. 27х22 см. Частное собрание.

Палех ХХ в.

Спас Нерукотворный 1776 г. Михаил Апостолис. Дерево, левкас, темпера. Размер - 45 х 39 см. Кипр. Свято-Киккский монастырь.

29. XРҐ РІ.  (536x700, 421Kb)

20 век.

28. Cовременная икона, Дания (550x668, 578Kb)

Cовременная икона, Дания

Нерукотворный Образ Господень.Из церкви вмц. Параскевы Пятницы в с. Дедилово Тульской области.

6. СПАС НЕРУКОТВОРЁННЫЙ с архангелами Михаилом и Гавриилом Вторая половина XVI в. 38x30 cм. (549x700, 608Kb)

Спас Нерукотворный  с архангелами Михаилом и Гавриилом Вторая половина XVI в. 38x30 cм.

14. Россия, конец XIХ в. Дерево, левкас, темпера по серебру, эмаль. 53х46 см.Частное собрание  (565x648, 528Kb)

Россия, конец XIХ в. Дерево, левкас, темпера по серебру, эмаль. 53х46 см.Частное собрание

5. Спас Нерукотворный XII в. Современный список (500x565, 320Kb)

Спас Нерукотворный. Современный список  со Спаса Нерукотворного XII в.

32 (306x448, 105Kb)    Георгий Гашев - РєРѕРїРёСЏ (336x426, 144Kb)

Изограф Светлана Громова.1995г.                             Изограф Георгий Гашев

34 (556x700, 409Kb)

Современный образ

45. XIX в. Санкт-Петербург  (547x695, 375Kb)

Спас Нерукотворный. XIX в. Санкт-Петербург. Дерево, левкас, темпера. 17,5 x 14,4 x 2,2 cм.

3420-spas-nerukotvornyj (525x700, 481Kb)

Современный образ

00914bfc15f96dc6f1dfb9ee5846fd46 (434x700, 297Kb)

Современный образ

На Западе, например, католическая традиция совсем иначе объясняет происхождение Нерукотворного Образа.

Западный вариант предания, возникший позднее восточного — в XIII–XV веках, — повествует о некоей благочестивой еврейке Веронике, сопровождавшей Христа в крестном пути на Голгофу и подавшей ему платок — отереть кровь и пот с лица.

https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/7716311/img_id3302126386716819832.jpeg/orig

«Плат Вероники» (Судариум) с отпечатавшимся на нем ликом Христа хранится в соборе святого Петра в Риме (впрочем, некоторые ученые утверждают, что имя Вероники — просто искажение латинского выражения veraicon,«истинный образ»).

Главное его отличие от Мандилиона из Эдессы — терновый венец на голове Спасителя.

Сейчас Плат Вероники хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Его выставляют для поклонения всего раз в год, однако верующим запрещено приближаться к нему. Несмотря на это, ежегодно тысячи католиков съезжаются в Рим, чтобы увидеть "главную святыню Вечного города".

The_Sudarium_of_St_Veronica_Southern_Netherlandish_School_Mauritshuis_1031 (495x700, 451Kb)

Судариум. Неизвестный художник Южно-нидерландской школы Святой Вероники, Маурицхейс, между 1600 и 1800гг.

Поль Деларош (Paul Delaroche, 1797-1856)  (524x700, 292Kb)

Поль Деларош (Paul Delaroche, 1797-1856)

Гвидо Рени. Святая Вероника - копия (600x675, 268Kb)

Гвидо Рени. Святая Вероника.

43 (331x680, 276Kb)    63. Вероника, РёР· Греции... (309x450, 197Kb)
                                                                                                                                   Греция

6545615000 (360x480, 155Kb)   6915425020 - РєРѕРїРёСЏ (336x448, 117Kb)
1. Современный образ Плата Вероники  2. Икона, на котрой, благодаря специальной технке написания ,Спаситель то открывает, то закрывает глаза. Но на фотографии этот эффект пропадает

Иттенбах Франц (1813–1879). Плат Вероники. Фотография-образец из архива иконописной мастерской Н. М. Сафонова в Палехе. (649x700, 45Kb)

 

Иттенбах Франц (1813–1879) Плат Вероники. Фотография-образец из архива иконописной мастерской Н. М. Сафонова в Палехе.

Изображение воспроизводится по изданию: Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в императорской России. М.: Прогресс, Традиция, 1995.

8564604384116769145ae06bec316777 (548x700, 592Kb)

62. Богородчанський іконостас. 1698-1705 рр. ЙОВ КОНДЗЕЛЕВИЧ. Національний музей, Львів.  (700x354, 44Kb)

Богородчанский иконостас. 1698-1705 гг. Иов Кондзелевич. Национальный музей, Львов

Спас Нерукотворный — единственная икона, на которой Иисус предстает нам просто как Личность.

На других иконах Он либо благословляет, либо держит в руках книгу и указывает на написанные там слова. Но спасает-то Он нас не какими-то действиями, а самим фактом своего присутствия в мире.

И мы идем за Ним просто потому, что Он нас зовет. И любим Его просто за то, что Он есть.

Спас Нерукотворный. Фреска церкви Свв. Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария. (558x700, 637Kb)

Спас Нерукотворный. Фреска церкви Свв. Николая и Пантелеимона (Боянской церкви) близ Софии, Болгария.

1 источник

2 источник

3 источник

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Спас Нерукотворный. История проявившегося Лика Иисуса Христа. | Пчёлка_Майя_1 - Пчёлка Майя1 | Лента друзей Пчёлка_Майя_1 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»