Продолжаем нашу прогулку по территории Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря.
Обнаружили красивый каскадный фонтанчик.
Он заботливо выложен камнями, на которых расставлены фигурки животных.
В жаркое лето фонтанчик притягивает своей прохладой.
В самом центре монастыря возвышается стройный белый собор Успения Пресвятой Богородицы.
Это главный храм обители и уникальный памятник новгородского зодчества XII века, практически полностью сохранившийся до наших времен.
Длина храма составляет 18 метров, ширина – 14 метров, высота – 19 метров. Стены храма прорезаны несколькими узкими полуциркульными окнами.
Люстра в Успенском соборе и интерьер внутри (три фото из интернета).
Из-за многочисленных ремонтов, которые собор пережил за свою многовековую историю, фресковая роспись древнего храма практически утрачена.
Немногие фрагменты настенной живописи XII века сохранились на стенах и столбах внутри здания церкви, в откосах оконных проемов. До наших дней дошло около 50 кв. метров древней стенописи.
В западной части храма устроены глубокие полуциркульные ниши – аркосолии, предназначенные для погребений. Предполагается, что храм строился в том числе и как усыпальница для представительниц рода Рюриковичей.
По архитектуре Успенский собор похож на церковь св. Георгия на территории Староладожской крепости, но имеет больший объем. Во время богослужения он мог вместить несколько десятков верующих.
Храм увенчан куполом со шлемовидной главой на высоком барабане.
Иногда на храмах можно видеть православный крест с полумесяцем. Этот знак называется цата, и он не является полумесяцем как таковым (к мусульманству никакого отношения не имеет).
Это символ сложный и неоднозначный, имеющий много толкований, на протяжении веков каждое поколение вкладывало в этот знак свой смысл.
В Византии цата служила символом императорской власти, а также символом христианства, как государственной религии в стране.
В Древней Руси цата стала знаком власти великокняжеской. Это одна из древнейших форм креста на православных храмах.
Справа виден Трапезный корпус, левее – забавная полянка.
Вокруг мельницы гномы, овечки и другие зверушки.
Трапезный корпус построен в неорусском стиле в начале XX века.
Территория монастыря заботливыми руками монахинь приводится в порядок.
На месте бурьяна и колючек создаются декоративные композиции, что оживляет строгий образ жизни монахинь.
Крест, установленный в честь 900-летия собора Успения Пресвятой Богородицы – главного храма Успенского монастыря.
Многие известные люди делали пожертвования в пользу монастыря: супруга Александра II императрица Мария Александровна, меценат Алексей Томилов, живущий в усадьбе по соседству, граф Дмитрий Шереметев.
Нам пора возвращаться на теплоход.
Выходим через монастырские Святые врата. Они были построены в 1823-1825 годах в стиле классицизма.