Спасо-Преображенский собор с небесно-голубыми куполами – краса и гордость Валаамской обители. Высокий, светлый, величественный.
С его колокольни в хорошую погоду хорошо проглядывается весь север Ладоги.
О нижнем его храме я рассказывала в предыдущей теме. Теперь, ступая по гранитной лестнице, вдоль которой на стенах изображены все русские святые, мы попадаем в верхний храм.
Он по праву считается гордостью Валаама. Церковь была освящена во имя Преображения Господня 19 июня 1896 года архиепископом Выборгским Антонием (Вадковским).
При этом присутствовали члены Императорской семьи – великий князь Владимир Александрович с супругой – великой княгиней Марией Павловной, великий князь Кирилл Владимирович с великой княгиней Марией Александровной, герцогиней Саксен-Кобург-Готской.
Необыкновенно красив иконостас, золоченый по белому фону и отделанный изумрудами.
Иконы в нем полностью были выполнены трудами валаамских иноков во главе с иеромонахом Алипием (Константиновым).
Верхний храм более светлый, торжественный и просторный (вмещает 3000 человек). Он сооружен в русском стиле.
Очень хорошо, что сейчас разрешено фотографировать, а совсем недавно это было запрещено, строго следили за этим.
В храме находится Казанская икона Божией Матери, а также другие редкие иконы.
Величественное помещение, где все говорит о божественном. Оно красиво отделано, праздничное, наполненное чем-то светлым, добрым и торжественным.
Все свидетельствует об изяществе и тонкости вкуса мастеров, оформлявших храм. Красота и торжественность не могут оставить равнодушными ни детей, ни взрослых.
В левой стороне находится живописное Распятие Господне.
Всюду видны изящество и полная гармония красок: все краски нежные, не бьющие в глаза.
Картины – копии с картин знаменитых художников – изображают священные события из жизни Господа Иисуса Христа, Божьей Матери, а также святителей, преподобных и ангелов.
Возле второй центральной колонны с правой стороны стоит игуменское кресло, украшенное резьбой.
Из воспоминаний паломников:
"Громадной величины храм производил внушительное и вместе с тем легкое впечатление. Довольно много было золота, блестевшего от боковых лучей солнца. Более понравилась живопись. Бросалась в глаза яркость и светлый тон красок.
Розовый, голубой, красный, синий и редко коричневый – цвета икон и стен придают храму положительно бодрящий, веселый, жизнерадостный тон. Высота купола и арок и обилие света чудно дополняли это впечатление.
И невольно спросил я себя: зачем монахам эта светлая жизнерадостность? Но ответ явился тотчас же. Ведь христианство не только – одна печаль и сокрушение о грехах, но и радостная жизнь в Боге, «неизреченный свет » и непрекращающееся веселье".
При росписи собора Валаамские художники активно использовали в качестве образцов картины известных русских и западно-европейских мастеров А. Иванова, Ф. Бруни, Е. Сорокина, В. Верещагина, А. Егорова, В. Васнецова, Рафаэля, Тициана, Гофмана.
А также композиции из храма Христа Спасителя в Москве, Владимирского собора в Киеве, Казанского и Исаакиевского соборов в Санкт-Петербурге.
В то же время валаамские художники избегали прямого копирования и часто на основе уже известных образцов создавали новые композиции.
Все росписи в верхнем храме были выполнены маслом с добавкой воска, но применены краски не фабричного производства, а изготовленные прямо в монастыре, растертые и запаянные в свинцовые тубы.
Благодаря добавлению воска в масляное связующее, краски утратили излишний блеск, но приобрели большую устойчивость к воздействию влаги.
Сегодня Валаам чтится среди православных верующих, как несгибаемый источник веры, сумевший возродиться, несмотря на все невзгоды, постигшие его. Сюда ежегодно стремятся тысячи паломников и просто туристов, желающих прикоснуться к чуду.
.