Семья
Гео́ргий Степа́нович Жжёнов — советский и российский актёр театра и кино, литератор, мемуарист, общественный деятель. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Родился 9 марта 1915 года в Петрограде, на Васильевском острове. Отец — Степан Филиппович Жжёнов происходил из крестьян села Кесова Гора Кашинского уезда Тверской губернии, в детстве переехал в Санкт-Петербург, где работал у земляка-булочника. Женился, но остался вдовцом с детьми и женился во второй раз на молодой сироте Марии Фёдоровне Щёлкиной (дети: Сергей, Борис, Георгий, Надежда, Вера. В 1921 году кладовщик-артельщик Степан Жжёнов приговорён к 3 месяцам принудительных работ за контрреволюционную агитацию. Материалы дела показывают, что Степан Жжёнов поддерживал контакты с генералом А. Н. Козловским. Мать — Мария Фёдоровна, в период борьбы с НЭПом высылалась за пределы Ленинграда за незаконную частную торговлю.
ТЯГА К ТВОРЧЕСТВУ
Маленький Георгий увлекался цирковым искусством, эстрадой, не чужд был ему и кинематограф. Он был в хорошей физической форме: тоненький, лёгкий, потрясающе гибкий. Неудивительно, что ему без труда удалось поступить в престижный Ленинградский эстрадно-цирковой техникум. Правда, пришлось воспользоваться для этого документами брата, поскольку по возрасту он не подходил, но у него не было абсолютно никакого желания дожидаться окончания обучения в физико-математической школе, куда он ходил всё это время.
Во время учёбы ему пришлось сознаться, что документы были не его, но талантливому, артистичному студенту это сошло с рук, поскольку педагоги разглядели в нём большой потенциал, и никому не хотелось по формальным причинам выгонять такого талантливого студента. Уже на втором курсе он в соавторстве с другим талантливым артистом придумал собственный номер «Китайский стол», который так понравился комиссии, что разрешено было демонстрировать его на сцене цирка, и молодые студенты уже стали полноценными цирковыми артистами. Этот случай во многом поменял жизнь артиста, ведь на сцене его заприметил театральный режиссер, обративший внимание на обаяние, экспрессивность юного циркача и разглядевший в нём не только цирковой, но и актерский талант. В общем, Георгия Жжёнова удалось переманить в кино, его первым фильмом стала картина «Ошибка героя», которая вышла в 1932 году, когда артисту было всего лишь 17 лет. Первый же дебют — это главная роль, где он филигранно вжился в образ тракториста. Георгий Жжёнов — настоящий самородок, которому не потребовалось даже обучение в театральном училище, чтобы с блеском играть.
РОМАН С КИНО И АРЕСТ
Жизнь складывалась вполне успешно, и после успеха фильма молодой человек окончательно принял решение посвятить свою жизнь игре в театре и кинематографу, однако он не ушёл из циркового техникума и успешно окончил его в 1935 году. К этому моменту в его фильмографии было уже несколько фильмов, в том числе и таких культовых как «Чапаев», который прогремел на всю страну. Конечно, ужасные 30-ые годы не могли пройти мимо семьи. В 1936 году был убит видный деятель Сергей Киров, что повлекло массовые аресты. Так, был осужден Борис, старший в семье, поскольку власти считали, что он был недостаточно искренен и не выразил сочувствие в связи с убийством видного политика. Он был сослан на долгие годы и из ссылки так и не вернулся, погибнув под Воркутой. А саму семью, поскольку она стала семьёй врага народа, выслали на поселение в далёкий Казахстан. Георгий проявил характер и категорически отказался следовать в ссылку, это и понятно, ведь впереди было столько планов, огромный потенциал, желание в полной мере раскрыться перед зрителем.
Проявив несгибаемость, он остался, но власть затаила на него злобу. Возможно, тот факт, что Георгий уже был довольно известным артистом и нельзя было так просто выслать его из республики, сыграл свою роль. Но буквально через 2 года во время съёмок картины «Комсомольск» актёр выехал на поезде в секретный на тот момент Комсомольск-на-Амуре, где с 1933 года строилось два крупных оборонных завода — судостроительный и авиационный. По пути на съёмки, в поезде, познакомился с американским военным атташе, Филиппом, ехавшим во Владивосток для встречи деловой делегации. Он допустил вольность: пообщался с американским дипломатом, ехавшим на Дальний Восток. Этого было достаточно, чтобы власть, не забывшая первую дерзость молодого человека, теперь уже серьезно взялась за него, объявив американским шпионом. В итоге он был арестован в 1938 году и, фактически, без суда и следствия по явно надуманным обвинениям приговорен к 5 годам ареста. Он неоднократно подавал прошение не о своём освобождении, а о том, чтобы его направили в Магадан, поскольку это было единственное место, где функционировал театр, и заключенные, имеющие отношение к искусству, могли заниматься там самодеятельностью. Но власти категорически отвергали все просьбы и направили артиста на золотые прииски на Колыму.
НЕСЛОМЛЕННЫЙ
На Колыме он проработал очень долго, до 1943 года, выполняя разные работы. Когда срок подходил к концу, его вызвало начальство. Георгий думал, что это сообщение об освобождении, однако ему протянули бумагу и как ни в чём ни бывало попросили расписаться. В документе говорилось, что было принято решение еще продлить его заключение почти на 2 года. Он был освобождён перед самой победой в 1945 году, администрация лагеря отметила и его добросовестный труд. Артист устроился в Магаданский заполярный драматический театр, но по ходатайству актёров и, в частности, режиссера Сергея Герасимова, который считал Георгия очень талантливым артистом, его отправили в город Свердловск, где он устроился на киностудию и там снялся в приключенческой драме «Алитет уходит в горы». Но вскоре киностудия была расформирована, съёмки перенесены в Москву, куда артиста не пустили из-за судимости. Вскоре его арестовали вновь, как это часто и бывает с теми, кто уже отсидел один или два срока. Его направили в Горький, а затем на север в Норильск, правда, там ему удалось устроиться в Норильский драматический театр.
РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЖИЗНЬ С ЧИСТОГО ЛИСТА
Кошмар в биографии ни в чём неповинного человека закончился только со смертью Сталина. В 1955 году артиста реабилитировали, ему было разрешено возвратиться на материк, на тот момент ему было 38 лет. Он приехал в Ленинград, устроился в Ленинградской театр имени Ленсовета и успешно проработал там вплоть до 1962 года, одновременно снимаясь в кино, к которому испытывал большую страсть.
НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ, ЧТО ФИЛЬМЫ БЫЛИ УСПЕШНЫМИ, ПОЗВОЛЯЮЩИМИ ТАЛАНТУ РАСКРЫТЬСЯ В ПОЛНОЙ МЕРЕ. НО СОВСЕМ КРОХОТНАЯ И ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ РОЛЬ В ФИЛЬМЕ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА «БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ» ПРОСЛАВИЛА ГЕОРГИЯ НА ВСЮ СТРАНУ.
Картина была снята в 1966 году, он сыграл инспектора, который гоняется за нерадивым преступником. Далее последовало приглашение в Москву, и с 1968 года он работал в театре имени Моссовета, сыграл более сотни разноплановых ролей. Еще более известным он стал в 1968 году, сыграв в культовой картине «Ошибка резидента». Фильм был настолько ошеломительным и интересным для публики, порядком уставшей от сладких романтических комедий и политических восхвалений, что режиссеры сняли целых 4 продолжения, последнее из которых вышло в 1986 году и конечно, во всех частях этой киноэпопеи снимался Георгий Жжёнов.В 1980 году Жженов снялся в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж» о крушении пассажирского авиалайнера. Он сыграл главную роль — командира экипажа Андрея Тимченко.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Актер был женат 4 раза, и во многом это происходило из-за его сложной биографии. Например, первый раз он развёлся, упросив жену отречься от него, чтобы не навлечь на себя беду из-за ареста. Когда она приехала к нему лагерь во время первого осуждения, он попросил её не ждать его. Со второй женой он познакомился в Магаданском драматическом театре, она тоже отбывала срок. Совместное горе сплотило их, но, к сожалению, впоследствии пути их разошлись: женщина, как и сам артист получила новый срок. Третья жена играла в Норильском театре, она сделала для Жжёнова очень многое. Почти 2 года она ездила в Москву на Лубянку, поскольку путь в столицу мужу был закрыт. Она доказывала, что обвинение было надуманным и требовала снять судимость. Собственно, именно благодаря её усердию и напору Георгий был реабилитирован одним из первых в 1955 году.
Но настоящее счастье принес ему последний брак с актрисой театра имени Ленсовета Лидией Малюковой, с которой они прожили с 1962 года и до самой смерти актёра в 2005 году. Несмотря на сложную и трагическую жизнь, судьба одарила талантливого артиста многими детьми и внуками. Всего у него было три дочери, каждая из которых состоялась в жизни. Одна из них стала дизайнером, другая хореографом и филологом, а третья дочь пошла по стопам отца и стала актрисой, преподавателем ВГИКа.
За долгие годы творческой деятельности актёр сыграл более ста ролей в театре и кино.
Много сил и времени отдавал общественной деятельности. Активно занимался военно-шефской работой, выступая в госпиталях и воинских частях. Постоянный участник российских и международных кино- и театральных фестивалей. Много лет был членом Комиссии по помилованию при Президенте России, а с 2004 — член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Автор более 10 книг-воспоминаний, в том числе о лагерной жизни на Колыме и заполярном Норильске. «От „Глухаря“ до „Жар-птицы“», «Омчагская долина», «Прожитое» и другие. Рассказы публиковались в советских журналах («Огонёк» и других).
4 декабря 2004 года госпитализирован с пневмонией. После обследования у Жжёнова обнаружили рак лёгкого. После лечения актёра выписали домой, однако 16 ноября 2005 года его снова госпитализировали в связи с обострением болезни. Через неделю ночью он оступился, упал и сломал шейку бедра. Перенёс операцию: ему поставили французский эндопротез — искусственный сустав.
Умер 8 декабря 2005 года в Москве от рака лёгких. Отпевание прошло в московском соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского монастыря 10 декабря. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник: https://biographe.ru/znamenitosti/georgiy-zhenov