Аничков мост - достопримечательность, которая прославилась монументами коней, созданными известным скульптором Петром Клодтом. Эти кони настолько узнаваемы, что стали одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Облик автодорожного, с пешеходными дорожками с двух сторон, арочного Аничкова моста, который соединяет два берега реки Фонтанки, легко запоминается по каменным аркам, облицованным карельским красным гранитом, и четырем скульптурам юношей с конями. Сам по себе мост - скромный. Его длина - чуть больше 54 метров, ширина - почти 38 метров. Кстати, многие произносят его название с ударением на первую букву, но правильно ставить на вторую гласную - Ани́чков мост. Почему он так называется и чем интересен?
Мост расположен в Центральном районе Санкт-Петербурга и соединяет Спасский и Безымянный острова. С него открывается вид на один из красивейших дворцов Санкт-Петербурга - дворец Белосельских-Белозерских, с которого, в свою очередь, видна перспектива Невского проспекта.
Аничков мост - удобный ориентир для туристов, гуляющих по Северной столице. Вокруг него расположены и другие знаковые достопримечательности: (слева-направо) музей Фаберже, дворец Нарышкиных-Шуваловых, Шереметьевский дворец, вид на Фонтанку.
В навигационный период - с апреля по ноябрь, от причала у Аничкова моста можно отправиться на прогулочном катере в путешествие по петербургским каналам и рекам.
Аничков мост, вид от дворца Нарышкиных.
История Аничкова моста.
Назван мост в честь Аничковой слободы, примыкающей к мосту. Здесь, в финской деревне, стоял полк строителей под командованием инженера-подполковника Астраханского пехотного полка Михаила Аничкова, за что слобода получила название Аничковой.
Михаил Аничков руководил постройкой первого деревянного Аничкова моста в 1716 году.
Небольшая справка. Инженер Михаил Аничков был из известного древнего российского дворянского рода татарского происхождения. История рода Аничковых на протяжении трех веков была тесно связана с Санкт-Петербургом. А имя Аничкова дано нескольким известным городским объектам: Аничковой слободе, которая ныне является частью Центрального района города, Аничкову мосту и Аничкову дворцу.
Примечательно. Аничков дворец (на снимке: вид сегодня) не имеет прямого отношения к Михаилу Аничкову: он не был его владельцем. Имя дворцу дано из-за Аничкова моста, расположенного рядом.
Я. Васильев. Аничков дворец по рисунку М. И. Махаева, 1753 год.
Мишель-Франсуа Дамам-Демартре. Фонтанка у Аничкова моста.
В 1739-м году мост переименовали в Невский, однако новое имя не прижилось.
Аничков мост, как главнейшая переправа через Фонтанку, неоднократно перестраивался.
В 1744 году мост даже был разводным: поднимался центральный пролет на разводных металлических механизмах. Просуществовал такой мост до 1749 года, когда построили новый 18-пролетный мост из дерева.
Облик, в котором мы его знаем сейчас, Аничков мост приобрел в 1841 году - после очередной реконструкции.
У композиции есть своя история.
Скульптор П. К. Клодт начал работать над группой скульптур, изображающей вздыбленного коня и сдерживающего его человека, за десять лет до строительства моста.
Сюжет скульптурной группы - покорение лошади, как символ победы человека над природой.
Первая сюжетная композиция.
Вторая сюжетная композиция.
Третья сюжетная композиция.
Четвертая сюжетная композиция.
Пётр Карлович Клодт (1805-1867) - русский скульптор немецкого происхождения из дворянского рода Клодт фон Юргенсбур, заслуженный профессор Императорской академии художеств, действительный статский советник - один из самых известных ваятелей николаевской эпохи, мастер монументальной и анималистической пластики, создатель скульптурного ансамбля Аничкова моста и конной статуи для памятника Николаю I на Исаакиевской площади.
Важнейшей и любимой темой его творчества было изображение лошадей.
Одним из самых знаменитых творений Петра Карловича считается скульптурная группа: шесть коней, впряжённых в колесницу богини Славы, которая сейчас украшает арку Нарвских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге.
История клодтовских коней складывалась непросто.
Так родился сюжет покорения лошади, как символ победы человека над природой.
В итоге знаменитые кони полностью "укомплектовали" мост лишь в 1851 году и остались украшать город до наших дней.
Сам же Аничков мост после реконструкции 1841 года остался практически в неизменном виде до наших дней. Хотя проводили ремонты – простые и сложные, из-за пришедших в негодность частей и осквернения, но облик исторической переправы не меняли.
Капитальный ремонт Аничкова моста в 1907 году.
Кстати. Кони покидали свои места на Аничковом мосту дважды - во время блокады и когда отправились на реставрацию к трехсотлетнему юбилею Петербурга.
Следы от осколков снаряда на граните постамента было решено сохранить как память об обороне Ленинграда. По инициативе поэта М. А. Дудина на постаменте северо-западной скульптурной группы в декабре 1972 года была установлена бронзовая доска (архитектор В.А.Петров).
1945 год. Фото Чертова Г.И.
Ретро фото XIX века.
Как и любая достопримечательность города клодовские кони обросли легендами.
При подг. исп. материалы Википедии и др. доступные источники. |