КЕРАМИКА
Анна Стасенко и Слава Леонтьев - занимаются фарфоровой и керамической расписной скульптурой.
Очень интересные скульптурки молодых художников графиков, не считающих себя керамистами. Как говорят они сами: "Наши вещи – пластика «на взгляд» графика. Именно в этом качестве они и создавались. Ну, а керамика выбрана почти случайно. Материал удобный и послушный, с которым можно работать «на колене» в отличие от металла, или стекла, например. В общем, то, что мы делаем керамику не делает нас керамистами. "
Рыбы
Насекомые
Хамелеоны
Улитки
Ящерицы
Кошки и котята
Керамисты Анна Стасенко и Слава Леонтьев
Образование:
Харьковское Художественное училище (живописное отделение, специальность – преподавание рисования и черчения в школе), Харьковский Художественно-промышленный институт (отделение графики, специальность – станковая графика, оформление книги, плакат), аспирантура кафедры истории и теории искусства Харьковского Художественно-промышленного института (специализация -- история и теория искусства, специальность – искусствовед-исследователь).
Фарфор – основная профессия?
Экономически – однозначно, да. Вот уже много лет, как керамика для нас – основной источник дохода. Ну, а что касается подхода к работе… Как следует из вышесказанного, по художественному образованию мы – графики. Никакой специальной подготовки как скульпторы и керамисты мы не имеем, и, как таковые, совершенно наивны. Наши вещи – пластика «на взгляд» графика. Именно в этом качестве они и создавались.
Какие грани вашего творчества в подборке на сайте не отражены? Мы остаёмся графиками и продолжаем рисовать. Эпизодически что-то делается в каллиграфии, графическом дизайне, дизайне украшений и промышленной керамики. Вообще же мы берёмся за всё, что кажется нам интересным, от архитектуры до текста.
Размер статуэток?
От четырёх до сорока сантиметров. Пока что. Размер фарфоровой вещицы ограничен размерами печи, в которой её обжигают, и куда она должна поместиться с некоторыми зазорами. Причем обожжённая вещь уменьшается в размере процентов на десять. Раньше мы пользовались очень небольшими печами собственной конструкции и изготовления. Теперь приобрели печь покрупнее и готовимся постепенно выходить на большие размеры. Хотя это гораздо сложнее технически и берёт неизмеримо больше времени.
Сколько времени занимает создание одной статуэтки?
Если маленьких лягушат можно за день создать двоих-троих, то работа над какой-нибудь «Земной Черепахой» может занять каждого из авторов на месяц.
Где и когда выставляются работы?
Выставить, как правило, нечего. Работы продаются по мере создания, и нет слов, как нас это радует. Оставить что-нибудь существенное «в собственности автора» нам было бы затруднительно, они для нас дороговаты. Если подумать, только так и может быть, авторам трудоемких работ своя продукция не по карману.
Как вы начали этим заниматься?
Аня и Слава: С керамикой нас познакомили Виталий Калашников и Елена Аксенова. Они делали изящную и успешную керамическую бижутерию, над которой мы проработали вместе несколько лет. Мы многому научились у них и привнесли достаточно своего, чтобы почувствовать себя вполне уверено. Мы легко делали вещи, которые нравились людям (и нравятся до сих пор), и могли распространять свои умения на новые территории.
Есть ли аналоги – кто-нибудь еще работает в этой технике?
Хочется надеяться, что аналогов нет.
Такими материалами и инструментами как мы пользуются все, кому не лень. В техническом смысле в наших работах нет совершенно ничего примечательного, мы не настоящие керамисты и редко изощряемся в технологии, наоборот, стремимся найти такие материалы, которыми можно было бы работать «как на бумаге», не ожидая от обжига сюрпризов.
Ну, а таких вещей, как наши, мы, разумеется не видели. Иначе придумали бы что-нибудь другое. Для того мы и взялись за это дело, чтобы делать то, чего не делает никто.
Лягушата, котята, собачки, поросята, совы (!), ежики, бабочки, мухи, кузнечики, ящерицы, улитки, черепахи (ваще шедевральные!), рыбы, слоны, броненосцы...и даже дракончики с динозавриками!
Ребята расписывают своим зверюшкам даже коготки, глаза и животики, которые не видно!!!
Каждое творение можно разглядывать со всех сторон - каждое эксклюзивно.
Хотел выложить все работы, т.к. рука не поднималась отбросить ни один уникальный шедевр, но их оказалось слишком много. Можете сами посмотреть и даже купить, или заказать себе такую прелесть у них на сайте (хотя, имхо, не дешевые статуэтки )))
Техника и материалы: Мягкий фарфор, твердый фарфор, фаянс, стекло, цветной шамот и гончарная глина. Шликерное литьё, лепка, роспись глазурями, роспись надглазурными красками по глазурям, роспись золотым и платиновым люстром по бисквиту.
Нас часто спрашивают
Что (или кто) вдохновляет, и откуда берутся сюжеты?
Слава: Источник сюжетов -- всё, что мы видели, слышали и читали за некороткую уже жизнь. Нам нравятся лягушки и листочки, цветы и птицы. Мы очень хорошо знаем, как они выглядят и чем занимаются.
Аня: Мы смотрели на множество прекрасных картинок. От недостаточно прекрасных мы отворачивались. Мы читали множество замечательных книг. Плохих старались не читать. С детства мы учились, прежде всего, отличать красивое от некрасивого, интересное от неинтересного, и уже во-вторых – что-то такое придумать и сделать. И теперь внутри нас пинакотеки, библиотеки и генераторы образов, достаточно решить, что будет уместно для этой вещи – и сюжет придумается, а изобразительный язык приложится.
Аня и Слава: Главное, стремиться выразить не себя, а что-нибудь содержательное. Непрофессионально стремиться к самовыражению, да и попросту глупо. Все мы не на конвейере собраны, всё пропускается через призму индивидуального восприятия и фильтр манеры выражения. Интересуйся миром и старайся делать то, чего не было, тогда с соседом тебя не спутают.
Почему вы делаете именно керамическую пластику?
Аня и Слава: Задача художника, в сущности, скромна. Делать хорошие, то есть эстетически доброкачественные вещи. Это уже оправдывает его существование, он уже социально полезен. Хорошая картина на стене, хорошая иллюстрация в книжке, хорошая чашка на столе – способны повлиять на формирование вкусов и интересов отдельного человека, а общество из них, отдельных, и состоит. Но есть и нескромная задача, задача создания нового, того, чего не было. Задача не быть одним из множества таких же. Неуютно об этом думать, если не обольщаешься насчёт своих возможностей.
Слава: Очень трудно стать заметным живописцем. Особенно в исторической перспективе. В керамике как-то помягче конкуренция, особенно в современной. Мы, всё-таки не в античной Греции живём, и не в минском Китае. Можно поискать себе место, особенно «на стыке дисциплин», и качестве пришельцев из другого вида искусства, со своим багажом. Анина «графика на керамике» была уже достаточно виртуозной, чтобы поместить её на какой-то неприкладной и самодостаточный носитель.
Аня: Любой художник ищет новое, уже чем-то располагая. Работая над украшениями мы сумели привить свой графический подход к керамическому материалу. Наметился какой-то взгляд на пластику, своя эстетика. А когда у Славы возникла мысль оформить подобной росписью керамическую скульптуру, можно было уже спокойно приступать к работе, не сомневаясь, что получится что-то достаточно интересное.
Слава: Дело, во всяком случае, не в технике. Как раз «керамичностью» наши работы отличаются не всегда, а жаль. Но я совершенно сознательно избегаю «пластичности» и считаю предельную внятность формы наиболее актуальной, по нынешним временам. Уже к 1900-м годам люди в массе устали от многовековой эскалации пластичности, от всех этих изгибов, и впадали в восхищение от лапидарных древних форм, будь то кикладские идолы, или пасхальские.
Аня и Слава: Но дело не только в статуарности. Первобытные авторы, не знающие, что можно, а чего нельзя, брались за что угодно. Эти люди, которые не умели элементарного, умели невозможное. У нас есть любимые образцы того, как первобытная наивность позволяла запросто изображать совершенно неизобразимые вещи. Есть индийская статуя Пуруши: отверстие в форме человеческого силуэта в золотом зеркале. Статуя из пустоты. Есть африканская скульптура, воплощающая такую абстракцию, как могущество речи, исходящей из людских уст: маленький человечек, изо рта которого разматывается как огромный, похожий на пергаментный свиток, язык. И есть месоамериканский керамический сосуд, в форме волны, в которой тонут люди. Даже непонятно, как описать, надо видеть, как просто это сделано.
Слава: Пластическая идея, с которой я начинаю, как правило, предельно проста. Шарик на ножках. Раскрученная спираль. Плоскость, низко нависшая над плоскостью опоры. Лаконичный объём контрастирует с детальной росписью. И Ане это предоставляет большую свободу
Аня: Приятно разрабатывать просторную поверхность умеренной кривизны и уточнять характер не слишком «острохарактерного» персонажа.