16 октября 2024 года я был на презентации новой книги экономиста Дмитрия Травина "Как мы жили в СССР". Дмитрия Яковлевича я старше всего на два года, мы жили в одном городе в одно время. В отличие от Дмитрия Травина, я не исторический социолог, а социолог-практик. В 1981 году начал работать в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. У меня больше 40 научных публикаций и около ста в средствах массовой информации.
Перед начало презентации я провёл опрос участников и небольшое интервью с Дмитрием Яковлевичем о том, как мы жили в СССР.
Я ещё не успел купить книгу "Как мы жили в СССР" — моя пенсия в 10 тысяч рублей приходит лишь 21 числа. Поэтому позволю себе прокомментировать некоторые положения о жизни в СССР, которые Дмитрий Яковлевич сформулировал в книге "Очерки новейшей истории России".
Полагаю, что герой книги Денис Иванович персонаж выдуманный, хотя и вполне реалистический. Травин описывает инженера (видимо, по технике безопасности), который "бил баклуши" в то время, как люди работали не покладая рук, чтобы заработать свой хлеб насущный. Денис Иванович весьма благополучный "средний" советский гражданин; большинство жили гораздо хуже. Для более адекватного восприятия следовало бы указывать время и место.
"Дефицит жилья оказался столь силён, что получить новую квартиру в обозримой перспективе Денис даже не надеялся".
– Да, очередь на жильё была, но можно было купить и кооперативное жильё, что многие и делали.
"Завтрак, как всегда, оказался сытный, но не отличающийся разнообразием".
– Каша, бутерброд, яйцо и кофе. Как и сейчас.
"Возможностью бездельничать на предприятии пользовались постоянно. Кто-то из друзей Дениса любил регулярно брать больничный под малейшим предлогом. Кто-то приходил на работу поддатый и тоскливо слонялся по помещению без всякой пользы для производства. ... Как бы он ни волынил, как бы часто ни прерывался на перекуры, никто не мог его ни уволить, ни наказать рублём".
– Не знаю, на каком предприятии работал Денис, но у нас на Октябрьском электровагоноремонтном заводе если кто "волынил", то ничего и не зарабатывал.
"Минут сорок он вынужден был проводить в огромной очереди, начинавшейся ещё перед дверями заводской столовой. Кормили там сытно, дёшево, но невкусно. Выбор блюд был небольшим. Да и к тому времени, когда очередь подходила к окну раздачи еды, самое вкусное уже заканчивалось".
– На заводах всегда кормили хорошо, лучше чем в общепите, и дешевле. Мне казалось, что вкусно. Но ведь это не ресторан. Комплексный обед в нашей заводской столовой стоил 50 копеек. Сейчас обед в среднем стоит 500 рублей! .
"Раз в неделю к ним приходил лектор из общества «Знание», занимающегося коммунистической политической пропагандой, и тогда они на целый час абсолютно официально прерывали работу, чтобы «обогатиться знаниями»".
– У нас на заводе лектора слушали во время обеденного перерыва. Когда я сам стал лектором общества "Знание", то читал лекции рабочим тоже во время их обеденного перерыва.
"Осенью Дениса часто вообще снимали с рабочего места и отправляли перебирать гнилой картофель на овощебазу, где добровольно вообще никто не хотел вкалывать. Кстати, в зарплате наш герой не терял даже при переборке картофеля, хотя, казалось бы, для своего предприятия он в тот момент вообще ничего не делал".
– Когда я работал в НИИ инженером, нас посылали и на прополку, и на уборку овощей, и на овощебазу, даже на уборку улиц. Смена видов деятельности казалась отдыхом.
"«Отбарабанив» на рабочем месте ещё четыре часа, наш герой совсем собрался уж было домой, да парторг напомнил ему об очередном партсобрании".
– В нашем НИИКСИ ЛГУ партсобрания проводились в рабочее время.
"Никакой убеждённости в верности коммунистическому пути не было ни у самого Дениса, ни у его детей, но демонстрация преданности властям стала для старых и малых своеобразным ритуалом. А кроме того, все понимали, что, отказываясь от такой демонстрации, можно осложнить себе жизнь".
– Можно было и не ходить на демонстрации. Но нам профсоюз платил по 10 рублей за то, что мы несли портреты вождей.
"Считалось, что коммунист не имеет права соблазняться такими проявлениями буржуазной культуры, как модные импортные вещи".
– Громыко покупал шляпы для членов Политбюро в Нью-Йорке. Импортные вещи можно было купить в "Берёзке" и в магазине на наб. Макарова, имея т.н. "боны". Однажды мать купила 10 бон за 100 рулей, пошла в магазин, но цены там были слишком высокие.
"Денис взял свежий номер «Правды», которую он обязан был выписывать как член коммунистической партии".
– Я как член КПСС подписывался на "Советскую Россию". Остряки шутили: "Правды" нет, "Россию" продали, есть "Труд" за 3 копейки.
"Однако, как только наш герой захотел почитать писателей «неофициальных» – Пастернака, Цветаеву, Булгакова – так сразу возникли сложности. Возникли они и при попытке найти доступ к лучшим зарубежным детективам, к книгам мастеров западной фантастики".
– Детективы меня не интересовали, зато читал 25-томник зарубежной фантастики. В то время как одни стояли ночами в очереди за товарами, я стоял ночами в очереди за подписными изданиями возле магазина "Подписные издания" на Литейном.
"Приличной публике подобало сидеть дома или же ходить в театр, кино, филармонию".
– Да, ходили весьма часто, потому что билеты в кино, входные в филармонию были почти даром. А сейчас билет в театр сопоставим с размером моей пенсии.
"Однако во время прогулки некуда было зайти выпить кофе, поболтать с друзьями. Кофеен практически не существовало вообще".
– А "Сайгон"? Да почти в каждой булочной был отдел, где можно было выпить бочковой кофе (со сгущёнкой за 10 копеек) или чёрный кофе из импортного (венгерского) аппарата. Мать давала мне двадцать копеек и я покупал две пышки (по 5 копеек) и стакан бочкового кофе с молоком. Я и сейчас часто захожу в пышечную на Садовой, чтобы как в детстве... Вот только платить приходится в 500 раз (!) больше: за две пышки и кофе - 100 рублей!
"Вообще же программа была довольно скудной. Смотреть можно было всего лишь три канала – два московских и один местный – да и то не целый день".
– Сейчас сто каналов, а смотреть нечего!
"В этот вечер показывали очередную серию фильма про разведчика Штирлица, и практически весь город замер перед экранами. Посмотреть кино на видео было невозможно по причине полного отсутствия такового".
– Премьера сериала состоялась в августе 1973 года. Видео тогда не существовало. А город действительно "вымирал" во время демонстрации сериала.
"На природу выезжали с бутербродами, с термосом. Порой с бутылочкой водки, но её, опустевшую, стремились увезти обратно, чтобы сдать в приёмный пункт за деньги".
– Бутылки принимали по 20 копеек, так что за 5 бутылок можно было получить целый рубль. А на рубль я мог питаться один день. Сейчас стеклянную посуду не принимают и потому загрязняют природу.
"Жена не купила чай в магазине, а приобрела вместе с продуктовым набором, распространяемым у неё на работе. Трудилась она на оборонном предприятии, где людей старались снабжать дефицитом, минуя обычные магазины".
– Так называемые "продуктовые наборы" с индийским чаем, шпротами и т.п деликатесами можно было купить и в обычном магазине. Я покупал на Красной улице и на площади Труда. До сих пор предпочитаю покупать растворимый индийский кофе в плоской жестяной банке.
"Туалетная бумага в СССР относилась к числу самых остродефицитных товаров. И уж во всяком случае в общественных уборных её не было никогда. Всё необходимое требовалось приносить с собой".
– Кто-то использовал серпантин, а кто-то наждачную бумагу (шутили).
"Вместо прогулки решили сходить в кино, благо неподалеку от дома демонстрировали новый французский фильм".
– В кино ходили не только на французские фильмы, а чаще на советские. Были и фестивали зарубежного кино.
"Зарубежное кино было отдушиной и в то же время душевной болью для Дениса. Сидя в кино, Денис Иванович непроизвольно сравнивал унылый советский быт с ярким зарубежным".
– Запомнились фильмы "Искатели приключений" и "Генералы песчаных карьеров", где зарубежная действительность была отталкивающей. Когда с завистью смотрели на "загнивающий Запад" и мечтали о процветающем капитализме, никто не думал, что станет нищим как сейчас.
"Из зарубежных фильмов бдительные цензоры просто вырезали любые сцены с намёком на секс и с демонстрацией обнаженного тела."
– Зато сейчас такая похабщина, что смотреть не хочется.
"Он просто хотел ярких красок в жизни. Но в этот вечер наш герой вдруг понял, что яркие краски несовместимы со всем тем, что окружает его с детства".
– Я лично такое не могу сказать. Недавно слушал советские шляйгеры 60-х годов, и оказалось, что всё помню и даже подпеваю.
"В СССР ни за какие деньги человек не мог просто так взять и отправиться в Европу".
– И в социалистические страны ездили, и в капиталистические. Если, конечно, комиссия разрешала. Я в 1986 году без всякой комиссии поехал на "поезде дружбы" в ГДР.
"В ожидании заграницы он неплохо поездил по СССР. Путёвки были недороги. Даже отдых на Байкале почти уложился в его не столь уж значительные отпускные. А ведь дотуда сколько на самолете надо лететь! Сравнительно дешёвый транспорт позволял советским гражданам спокойно путешествовать по стране".
– Я каждый год путешествовал по СССР, отдыхал в Крыму. А сейчас на Байкал долететь ну очень дорого.
"Однако если вдруг на прилавке появлялся томик Анны Ахматовой или интригующего английского детектива, за ним мгновенно выстраивалась километровая очередь, причём последним никогда не хватало".
– Однажды мне посчастливилось купить томик Ахматовой: как выбросили на прилавок, так сразу образовалась очередь. А сейчас книги выбрасывают на помойку.
Приглашаю посмотреть вопросы и ответы Дмитрия Травина на презентации его книги "Как мы жили в СССР"
Дмитрий Яковлевич пишет всё правдиво, но чего-то не договаривает, возникает ощущение, что всё было очень плохо. А вообще книга Д.Я. Травина нужная, в особенности для молодёжи. Хотя, возможно, молодые, прочитав книгу, нас пожалеют и с сочувствием скажут: "В каком аду СССР вы жили?!"
Да, мы жили беднее, но честнее и добрее.
После школы в 1976-1977 году я работал на Октябрьском электровагоноремонтном заводе столяром, потом три года служил на Северном флоте, после демобилизации поступил на Подготовительное отделение философского факультета Ленгосуниверситета, работал дворником ради служебного жилья, учился на вечернем отделении Университета, работал инженером в НИИ за 110 рублей в месяц.
Очереди, конечно, изводили – до сих пор терпеть их не могу. Но были очереди, в которых добровольно стоял ночами: например, за подпиской на трёхтомник Михаила Светлова провёл две ночи на Литейном перед магазином "Подписные издания".
Да, жили в материальном плане трудно, был тотальный дефицит. Но меня больше волнует, как мы живём сейчас. Кажется, идём навстречу прошлому. Ощущение, что ходим по кругу, вновь возвращаемся к старым идеям на новом витке развития.
Возможно ли построить СССР 2.0 с элементами капитализма?
Говорят, нельзя войти в одну реку дважды. Но мы видим стремление вернуть некоторые элементы советского прошлого. Например, профессию писателя. Опять хотят вернуть налог на бездетность, изучают советский опыт. Рекламу чайлфри уже запретили, хотят запретить аборты и квадроберов. Но как показал опыт СССР, политика запретов не эффективна.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин связал распад СССР с выходом фильма «Интердевочка» Петра Тодоровского. По словам политика, «разрушение Советского Союза» началось в конце 1980-х, когда на экраны вышла картина о валютной проститутке Тани и её «коллегах». «Вы поглядите, с чего началось разрушение Советского Союза? Ещё во времена ЦК КПСС, в 89 году, вышел фильм „Интердевочка“. Все рукоплескали. Очереди в кинотеатр, секретари ЦК ходили смотрели. Итог? Страны не стало», — сказал Володин.
Другой деятель во всём обвинил Битлов.
В общем, все вокруг виноваты, но только не мы сами.
В 80-е года я работал в НИИ инженером и получал 110 рублей. А моя учительница получала пенсию 132 рубля. Сейчас у меня пенсия 10 тысяч. Так какая пенсия лучше: советская пенсия 132 рубля или российская 15 тысяч?
В студенческие годы я мог жить на 1 рубль в день (питаться). А сейчас на 1 тысячу.
Раньше пирожное стоило 22 копейки – сейчас 165 рублей.
Интересно, сколько сегодня стоит советский рубль начала 80-х годов?
Много написано о дефиците продуктов и промтоваров, и совсем мало о дефиците смысла. Сейчас нет дефицита товаров и продуктов, но есть дефицит смысла существования. Наелись, и возник вопрос – а зачем мы жрём? Ведь живём не для того, чтобы жрать, а наоборот.
Приглашение на покупку обуви
Какой порядок более справедлив: равенство при тотальном дефиците или неравенство при изобилии?
Когда я смотрю хорошие советские фильмы, слушаю старые песни о главном, то кажется, что делали всё правильно. В чём же главная ошибка СССР?
СССР был невиданный по масштабам социальный эксперимент, но эксперимент нежизнеспособный. Дело в том, что справедливость и социальное равенство приходят в противоречие с экономической эффективностью. Там, где главное прибыль, справедливости нет места. Перевоспитать человека через изменение социальных условий оказалось невозможно.
В СССР как социолог я изучал неформальные молодёжные объединения. Сейчас появились квадроберы. На мой взгляд, это свидетельствует о бездуховности общества и отсутствии нравственного идеала у молодёжи.
Квадроберов предлагают запретить. Мой опыт подсказывает, что запрещать бесполезно. Нужно предложить молодёжи симпатичный нравственный идеал, которому будут уподобляться.
"Какая молодёжь пошла" Социологи Н.Кофырин и В.Афанасьев в передаче "Взгляд" 1988 год).
Я родился в СССР и до сих пор считаю себя советским человеком. Но если раньше гордился своей страной, то теперь испытываю чувство ущербности и неловкости, а главное — отсутствует убеждённость в нашей правоте.
Помню, в СССР у меня было чувство безопасности, спал спокойно. А сейчас у меня этого чувства нет, боюсь не проснуться. При СССР была уверенность в завтрашнем дне – сейчас таковой нет.
Я часто испытываю ностальгию, но вспоминать как стояли в очередях за продуктами и пытались отоварить талоны на водку и мыло, не хочется. Да, жилось нелегко. А главное — врали нам безудержно! Так что возвращаться на "путь к коммунизму" желания нет. Сейчас, конечно, нет дефицита, но есть миллионы нищих, чего не было в СССР.
СССР характеризовали как общество равенства и социальной справедливости. Это было общество равенства нищих. А сейчас нет ни равенства, ни социальной справедливости. Была мифическая, но всё-таки цель – построить коммунизм. Сейчас никакой цели нет. Опять говорят, что нужно вырабатывать критическое мышление, давать целостное представление о мире и своём месте в нём.
У меня ощущение, что мы всё время ходим по кругу и наступаем на грабли.
Можно сказать: социализм был хорошей идеей, плохо реализованной на практике. У рыночного устройства тоже много всяких проблем. По данным Росстата, в 2023 году уровень бедности в России обновил исторический минимум — за чертой бедности проживали 13,5 млн человек, или 9,3% населения.
Предполагаю, что на самом деле гораздо больше.
Да, после тотального дефицита конца 1980-х, после реформы Гайдара, гиперинфляции и обнуления вкладов, продукты появились в магазинах. Но не потому ли, что люди лишились своих сбережений и не могли купить товары?
Никто не хочет вспоминать, что реформы Гайдара обошлись в 10 миллионов преждевременных смертей: 10 миллионов жизней были брошены в пасть "капиталистического молоха".
Кто требовал рыночных реформ, хотели обналичить и легализовать свои накопленные богатства, чтобы потом вывезти из страны. Страну просто обокрали, вывезли ценности за рубеж и обосновались там.
Экономисты, естественно, склонны измерять благополучие жизни в рублях. Однако всё больше умных людей осознаёт, что не материальный комфорт является смыслом жизни, не богатством измеряется счастье человека. Уже не безудержное потребительство является желаемым идеалом. Наелись. А что дальше? Да, конечно, нужно удовлетворять витальные потребности. Но ведь не для пуза живёт человек!
Я не защищаю СССР, но как и многие мои ровесники, защищаю свою жизнь и молодость в СССР!
Революции и войны ничего по существу не меняют, а лишь создают часто ненужное для всех беспокойство. Законы существования невозможно изменить никакими благими пожеланиями. Одни правители сменяют других, пытаются что-то преобразовать, как они уверяют, “к лучшему”, но всё рано или поздно возвращается на круги своя».
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
16\09\2022 в Йошкар-Оле мужик о жизни в СССР и России
Моё детство в пионерлагере "Дружба" Пролетарского завода 70-е годы
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь